00:54 Памяти Евсея Яковлевича Рудинского | |
Евсей Яковлевич Рудинский (15.08.1922-30.06.2023) 30 июня 2023 г. поздно ночью пришла печальная весть: не дожив полтора месяца до своего 101-летия, ушел из жизни участник Великой Отечественной войны майор авиации Евсей Яковлевич Рудинский, штурман бомбардировщика Пе-2, заместитель штурмана эскадрильи 128-го Краснознаменного бомбардировочного авиационного Калининского ордена Суворова полка, 241-й бомбардировочной авиационной Речицкой дивизии, 3-го бомбардировочного авиационного Бобруйского ордена Суворова корпуса, 16-й воздушной армии. Евсей Яковлевич родился в г. Конотоп Черниговской губернии (ныне – Сумская обл. Украины) Российской Империи, почти на полгода опередив момент образования Союза Советских Социалистических Республик. Первые годы жизни он провел в Крыму. В 9-летнем возрасте Сева с семьей переехал г. Дзержинский Московской обл. Отец устроился бухгалтером на работу в трудовую коммуну № 2 ОГПУ им. Дзержинского (Объединённое государственное политическое управление при СНК СССР – специальный орган государственной безопасности), расположенную на территории тогда упраздненного Николо-Угрешского монастыря. Юный Сева поступил в школу при трудовой коммуне № 2. Трудовые коммуны создавалась в СССР для борьбы с беспризорностью – наследием Гражданской войны. Идею привлечь к этой работе ВЧК высказал в 1921 году её глава Ф.Э. Дзержинский. Трудовая коммуна должна была стать экспериментальным исправительным образовательным учреждением, в котором воспитанники сохраняли свободу перемещения и пользовались внутренним самоуправлением (см. советский художественный фильм «Республика ШКИД», созданный в 1966 году режиссёром Геннадием Полокой по одноимённой повести Григория Белых). Коммуной № 2 руководил опытный инженер Павел Степанович Перепелкин, ранее работавший в Хозяйственном отделе ОГПУ. Он привлек в школу лучших педагогов и наставников и проработал там пять лет. Под его руководством коммуна достигла больших успехов. В школе серьезное внимание уделяли спорту. Сева с упоением занимался спортивной гимнастикой (о чем свидетельствует его 2-й юношеский разряд) под руководством заслуженного мастера спорта СССР Дмитрия Корнильевича Осипова, который являлся одним из организаторов спортивных колонн на Красной площади во время первомайских парадов в 1930-е годы. Сева, естественно, был в рядах физкультурников на праздничных шествиях. После окончания средней школы Сева собирался поступать в Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры имени И. В. Сталина, но жизнь сложилась по-другому. В 1930-е годы рекордными темпами шло развитие авиации. Значительный вклад в развитие ВВС РККА внесли руководство Компартии СССР и Ленинский комсомол. 25 января 1931 г. IX съезд ВЛКСМ обратился ко всем комсомольцам Советского Союза, к бойцам и командирам ВВС РККА со словами: «Мы вместе с партией и всем рабочим классом страны ответственны перед пролетариатом мира за оборону СССР и обязаны сделать ее центральной задачей своей работы». Съезд ВЛКСМ от имени трехмиллионной армии Ленинского комсомола постановил взять шефство над Военно-Воздушными Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Тогда же появился лозунг: «Комсомолец – на самолет!». Военный комиссар местного РВК рекомендовал Севе с одноклассниками, пришедшими над медкомиссию, связать свою жизнь с авиацией. В 1940 году Сева Рудинский поступил в Мелитопольское военное авиационное училище летчиков и штурманов. 22 июня 1941 г. во время полевого выхода курсанты училища находились на окраине г. Мелитополя, когда пришло известие о вероломном нападении Германии на СССР. В октябре 1941 года по окончанию военного училища сержант Е.Я. Рудинский назначен штурманом звена 222-й эскадрильи связи Архангельского военного округа. Эскадрилья базировалась на аэродроме Кегострова, напротив Архангельска. Летать пришлось на биплане Р-5 зачастую в сложных метеорологических условиях. Первые военные потери в семье Рудинских случились уже 7 ноября 1941 г., когда госпитальный теплоход «Армения» с красным крестом на верхней палубе был потоплен немецкой авиацией в 18 милях от побережья Крыма у Ялты. Число погибших – все члены экипажа, от 7 до 10 тысяч раненых бойцов и гражданских лиц, эвакуированных из Севастополя. На борту «Армении» оказались сестра мачехи Евсея Яковлевича – Фаина Абрамовна Шполянская с дочкой. Кстати, в 2020 году глубоководная экспедиция Русского географического общества обнаружила место затопления теплохода, а в 2022 г. был поднят судовой колокол. В Архангельске молодым летчикам и штурманам попались хорошие наставники – опытные полярные лётчики. С известным полярным лётчиком Михаилом Николаевичем Каминским (1905-1982), автором книги «В небе Чукотки. Записки полярного лётчика» Евсей Яковлевич подружился уже после войны. Следует сказать, что Евсей Яковлевич состоял в родственных отношениях с лётчиком Георгием Николаевичем Волобуевым. В марте 1926 года в Сибири была открыта первая регулярная внутренняя и международная Бурят-монгольская воздушная линия Улан-Удэ – Улан-Батор, которой руководил Г.Н. Волобуев. Когда он работал на Чукотке, в декабре 1935 года экипаж в составе Волобуева, Буторина и Богдашевского вылетел из Ванкарема в залив Креста через Анадырский хребет. Через два часа после вылета самолет попал в мощный снежный заряд и разбился. Весь экипаж погиб. Летчики и штурманы эскадрильи связи тылового военного округа неоднократно подавали рапорта командованию с просьбой перевести в боевые части, но им отказывали. Вскоре Евсею Яковлевичу выпал счастливый случай, и он получил боевое крещение. Оказавшись в командировке в Москве, с разрешения командира авиаполка ему удалось совершить два боевых вылета в район Курского сражения. В конце 1943 года семь штурманов из 222-й эскадрильи связи, включая Е.Я. Рудинского, направили в отдел кадров ВВС в Москву, а оттуда – в 113-ю бомбардировочную дивизию в Казань на переучивание, а затем назначили в 16-ю воздушную армию. За годы войны Евсею Яковлевичу довелось летать на многоцелевых одномоторных самолётах-бипланах У-2 (По-2), Р-5, бомбардировщиках ТБ-3, Пе-2 и военно-транспортном самолёте Ли-2. 128-й бомбардировочный авиационный полк, где служил Е.Я. Рудинский, был снайперским. В полку применяли бомбометание с пикированием с так называемой "вертушки". Точность и эффективность бомбометания с пикированием намного выше, чем с горизонта. Когда самолёт летит горизонтально, то вертикальная скорость бомбы в момент отрыва равняется практически нулю, а при пикировании начальная вертикальная скорость бомбы уже имеется.
Е.Я. Рудинский на фронте Евсей Яковлевич сражался вместе со своими боевыми товарищами в небе Белоруссии, Польши и Германии. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, медалями "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". В 1951 году после демобилизации в Вооруженных сил по состоянию здоровья Евсей Яковлевич вернулся в Москву и устроился слесарем на авиационный завод № 500 Министерства авиационной промышленности. В 1954-1993 гг. – техник, инженер, руководитель группы, главный специалист, начальник отдела Всесоюзного научно-исследовательского института асбеста, слюды, асбестоцементных изделий и проектирования строительства предприятий слюдяной промышленности (ВНИИ асбестцемент) Министерства промышленности строительных материалов СССР. В 1970 году Евсей Яковлевич получил по месту работы квартиру в новом доме на Никоновском переулке. На протяжении 45 лет его соседом по лестничной клетке был известный актёр театра и кино, народный артист СССР, лауреат Сталинской премии, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" Владимир Михайлович Зельдин (1915-2016). В 1970-е годы Евсей Яковлевич активно включился в ветеранскую работу и в 1982 стал секретарем Президиума Совета ветеранов, а с 1996 года – секретарь Совета ветеранов 16-й воздушной армии Московской общественной организации ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, военной службы и ветеранов труда, который он возглавлял до последнего времени. Е.Я. Рудинский с участниками войны на торжественном собрании в здании Правительства Москвы, 3.02.2020 Его сослуживцами по 16-й воздушной армии были: трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб, дважды Герой Советского Союза Евгений Яковлевич Савицкий, Герой Советского Союза Сергей Игнатьевич Руденко, ставшие впоследствии маршалами авиации. Более 200 летчиков и штурманов 16-й ВА, удостоены звания Героя Советского Союза. 100-летие. Е.Я. Рудинский с другом-одноклассником, заслуженным преподавателем МГУ Ю.А. Мошковым и заслуженной артисткой России Н.М. Пярн, 19 августа 2022 г. Е.Я. Рудинский на телемосте Москва - Санкт-Петербург в здании ТАСС, 25 января 2023 г. Е.Я. Рудинский с участниками войны на приеме в посольстве Республики Армения, 5 мая 2023 г. Евсей Яковлевич Рудинский с участниками войны на ветеранском телемосте в здании СПТСБ, 6 мая 2023 г. Евсей Яковлевич Рудинский прожил яркую и насыщенную жизнь. Он помнил до мельчайших подробностей имена, даты рождений всех, с кем соприкасался по жизни. В свои 100 лет он с энтузиазмом мог читать по памяти многие стихотворения любимого поэта Сергея Есенина, в уме производить сложные арифметические действия и много еще чего. Во время службы на севере Евсей Яковлевич стал заядлым грибником. До 87 лет он в одиночку совершал многочасовые походы по подмосковным лесам. Евсей Яковлевич Рудинский дома, 29 июня 2023 г. Земной путь Евсея Яковлевича длиной в 101 год завершился на Миусском кладбище Москвы. А его бессмертная душа, душа летчика-штурмана, воспарила к небесам, чтобы найти свое место в отдельном летном гарнизоне. Светлая ему память! 3.07.2023 А.И. Гончаров | |
Просмотров: 1568 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |