С подачи одного ветерана появилась идея собрать представления о жизни и чаяниях современной молодежи. Я не ставил перед собой цель сделать репрезентативную выборку. Это удел статистики. Здесь приведены ответы разных по возрасту и полу молодых людей, проживающих не только в России. Мы все проходим через возрастные периоды: детство, отрочество, юность, молодость (22-35 лет), зрелость, преклонный возраст и старость (от 80 лет и старше). Все мы родом из детства, здесь закладываются наши представления о добре и зле, о чести и бесчестии. Эти знания, взгляды, поступки и поведение юноши или девушки – есть результат комплексного воздействия на человека семьи, школы, “улицы”, друзей и других факторов. Все это формирует фундамент, на котором строиться последующая человеческая жизнь.
Писатель Л.Н. Толстой заметил: «Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь». После вторжения Наполеона в Россию в 1812 году главный герой фильма «Гусарская баллада», отправляясь в действующую армию, восклицает: «За Родину готовы умереть! Счастливей под луною доли нет, чем смерть за Родину! Не правда ли, корнет»? Если о героях войны 1812 года остались исторические документы и книги, то подвиг героев Великой Отечественной войны воспет не только в многочисленных книгах, памятниках, но и в документальных и художественных фильмах. И самое важное – ветераны еще живут среди нас, ждут наших визитов, внимания и вопросов о пережитом.
Общаясь с участниками Великой Отечественной войны, я заметил такую закономерность: у большинства из них отцы были солдатами Первой мировой войны. Поэтому не случайно, что их дети пошли по зову сердца на фронт или в партизаны, как только Германия напала на Советский Союз. И многие другие юноши и девушки нашей страны, не достигнув призывного возраста или не являясь военнообязанными, встали на защиту Родины.
Работа над этим материалом велась в те дни, когда в нашей стране отмечали 79-ю годовщину Победы в Сталинградской битве. Я очень признателен фронтовикам-защитникам Сталинграда и всем, кто откликнулся на мою просьбу поучаствовать в опросе. Ниже приводятся мнения участников этой акции.
Вопросы:
- Возраст.
- Место рождения.
- Настоящее место жительства.
- Образование.
- Семейное положение.
- Сфера работы.
- Круг интересов.
- Сколько денег надо зарабатывать, чтобы хватало на жизнь согласно Вашим запросам?
- Участвуете ли Вы волонтерском движении?
- Что хотелось бы изменить в себе?
- Что хотелось бы изменить в обществе?
- Что самое главное для Вас на этом этапе жизни?
- Какие проблемы Вас беспокоят?
- В чем смысл Вашей жизни?
- Планы на будущее?
Ответы ветеранов войны и молодежи:
Мария Георгиевна Фаустова
- 99 лет.
- г. Елец Липецкой обл.
- г. Москва.
- В 1940 г. закончила 10 классов средней школы в г. Краматорск, УССР, поступила в Донецкий педагогический институт. В июне 1941 г. закончила первый курс, а 23 июля 1941 г. записалась добровольцем на военную службу (невоеннообязанная). С 23 июля по 10 ноября 1941 г. проходила обучение на курсах военных радистов (изучала азбуку Морзе, прошла общую военную и техническую подготовку). Обучение проходило сначала в г. Харьков, затем вслед за линией фронта курсы переместились в г. Чугуев Харьковской обл., а окончила обучение в г. Россошь Воронежской обл. 10.11.1941 г. направлена в 617-й полк, 199-й стрелковой дивизии, 38-й армии Юго-Западного фронта. После тяжелых боев и расформирования 38-й армии – радист 131-й стрелковой дивизии, 62-й армии (впоследствии 8-я гвардейская армия) Сталинградского фронта, в составе которой участвовала в обороне города вплоть до ранения в сентябре 1942 года.
- Вдова.
- На пенсии.
- Всегда интересовалась историей России. Много читала, в 1960-х годах обучалась два года в Университете марксизма-ленинизма. Слушателям университета преподавали: историю философии, диалектический и исторический материализм, основы марксистско-ленинской этики, основы экономической политики партии (КПСС).
- Очень достойная пенсия.
- До последнего времени, пока хватало сил, занималась патриотической работой с молодежью.
- Хотелось бы изменить возраст (помолодеть, шутка), а реально – не сильно стареть и не болеть, ещё пожить.
- Хотелось бы, чтобы не было в стране бедных. Для молодежи желаю, чтобы они вели непраздный образ жизни, а нашли себе интересную работу и были полезны обществу.
- На этом этапе жизни самым главным считаю передавать молодым свой жизненный опыт.
- Беспокоит проблема получения бесплатного высшего образования для молодежи. Также в этот период жизни беспокоят проблемы со здоровьем.
- Смысл жизни на данном этапе вижу в возможности показать подрастающим поколениям то, что человек может достойно пройти через многие тяжёлые испытания и прожить счастливую долгую жизнь.
- Есть большое желание составить биографию и семейное древо своей семьи (отец - солдат Первой мировой войны), написать воспоминания о своем участии в Сталинградской битве.
Евгений Петрович Куропатков
- 98 лет.
- деревня Толбазы Аургазинского района, Башкирия.
- г. Москва.
- По окончании средней школы в 1941 году поступил в Тульское оружейно-техническое училище. В критические дни Битвы за Москву в октябре 1941 участвовал вместе с курсантами в боях с немецкими войсками под г. Мценск. В декабре 1941 г. досрочно окончил училище с присвоением воинского звания воентехник 2-го ранга (лейтенант) и был направлен в 884-й стрелковый полк 196-й стрелковой дивизии. Принимал участие в обороне Сталинграда в должности начальника артиллерийского снабжения 884-го стрелкового полка, затем помощника начальника артиллерийского снабжения 196-й дивизии по боеприпасам 62-й армии (впоследствии 8-я гвардейская армия) Сталинградского фронта. Получил ранение. Остатки личного состава дивизии выведены на переформирование. Впоследствии Е.П. Куропатков принимал участие в боях под Ленинградом. В августе 1943 года направлен на учебу в Военную артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Участвовал в Параде Победы в Москве 24 июня 1945 г. После войны служил старшим офицером отдела боеприпасов Артиллерийского управления ВМФ и в военных представительствах оборонных предприятий. Полковник в отставке.
- Вдовец.
- Пенсионер.
- Шефская работа в школе: сохранение исторической памяти нашего народа.
- Пенсия достойная, на жизнь хватает.
- Как волонтер хожу на встречи со школьниками.
- Без комментариев.
- Без комментариев.
- Стабильность.
- Преодоление последствий развала СССР.
- На этом этапе – патриотическая работа с молодежью в подшефной школе № 479 имени Маршала В.И. Чуйкова.
- Пока есть силы – продолжать свою работу со школьниками. Бороться против переписывания истории и искажения итогов Второй мировой войны, того процесса, который активно идет на Западе.
Нина Михайловна Данилкович
- 92 года.
- хутор Борки Коссовского района Брестской обл.
- г. Москва.
- Успела окончить 4 класса школы и с первых дней войны вместе с членами семьи (отец - солдат-артиллерист Первой мировой войны),стала участвовать в подпольной работе: на местах боев собирала оружие и боеприпасы, передавала информацию партизанам о численности и направлениях передвижения немецких войск. «В первые дни войны мне только исполнилось 12 лет, и первые несколько раз, когда я шла на выполнение задания, дрожь пронизывала и парализовала все мое тело», - вспоминает Нина Михайловна. С 17.09.1943-30.7.1944 воевала в партизанском отряде особого назначения под командованием Героя Советского Союза полковника Г.М. Линькова. Осенью 1944 г. вернулась в школу для продолжения прерванной войной учебы. В 1956 г. окончила биолого-почвенный факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Научный сотрудник НИИ антропологии (1956-2012). В течение нескольких десятилетий участвовала и руководила многочисленными экспедициями по сбору антропологического материала.
- Вдова.
- С 2012 г. работаю председателем Совета ветеранов войны и труда МГУ им. М.В. Ломоносова.
- Политическая ситуация в мире, вопросы развития Вооруженных сил России.
- С учетом моего образа жизни, пенсия достаточная.
- Да, можно сказать, что я волонтер. Занимаюсь ветеранами, решением их проблем.
- Активизировать общественную работу.
- Взаимопонимание с «ершистой» молодежью.
- Здоровья и сил, чтобы успеть сделать больше полезных дел.
- Состояние здоровья. Кризисная ситуация в мире, необъявленная война коллективного Запада против России.
- Смысл всей моей жизни – сделать что-то полезное для нашей страны и народа, так меня воспитали с малых лет.
- В ветеранской работе решать все текущие задачи, но только в большем масштабе. К сожалению, затянувшаяся пандемия препятствует осуществлению этих планов.
P.S. опрошенные ветераны выразили надежду, что городу на Волге когда-нибудь вернут имя Сталинград.
Героическое название «Сталинград» носит станция Парижского метро и площадь в столице Франции. Улицы и проспекты Сталинграда есть в Лионе (Франция), Брюсселе (Бельгия), Милане (Италия) и других городах мира. Имя Сталинград носит малая планета № 2250.
• Stalingrad – станция метро в Париже, Франция,
• Place Stalingrad – название площадей во французских городах Бордо, Пюто (пригород Парижа),
• Rue de Stalingrad – название улиц во французских городах Гренобль, Лимож, Мюлуз, Париж (в том числе в департаменте Сен-Дени в составе Большого Парижа), Сартрувиль, Тулуза,
• Allee de Stalingrad – аллея в Париже,
• Boulevard de Stalingrad – название бульваров во Французских городах Лион и Ницца,
• Place de la Bataille-de-Stalingrad – площадь в Париже,
• Rue de la Bataille-de-Stalingrad – улица в Нанте, Франция,
• Avenue Stalingrad / Stalingradlaan – авеню в Брюсселе, Бельгия,
• Via Stalingrado – улица в Милане, Италия
В России сталинградские улицы есть в городах: Ахтубинск, Волжский, Краснодар, Краснослободск, Николаевск, Симферополь; на Украине - в городах: Александрия, Балабино, Бердянск, Бровары, Горловка, Днепр, Запорожье, Знаменка, Кременчуг, Лисичанск, Макеевка, Мелитополь, Одесса, Полтава, Припять, Святогорск, Снежное, Сумы, Таврийск, Черкассы, Измаил, Черноморск.
Jaxon H. (Джексон Х.)
- Мне 16 лет.
- Я родился в канадской провинции Онтарио.
- В настоящее время я проживаю в городе недалеко от Торонто, провинция Онтарио, Канада.
- Я учусь в 11 классе школы.
- Я не женат, и у меня нет девушки.... пока.
- Я стремлюсь стать хирургом, однако после окончания средней школы планирую поступить на инженерный факультет в качестве бакалавра, а затем заняться медициной.
- Конечно, я интересуюсь историей, особенно Второй мировой войной и Великой Отечественной войной, и слушаю рассказы ветеранов войны, поскольку эта война во многом повлияла на нас. Советы и истории, которые есть у ветеранов, не должны быть забыты, и я документирую эти истории. Я играю в хоккей и очень люблю путешествовать, мне нравится кататься на лыжах.
- Я не зарабатываю никаких денег, так как мне всего 16 лет.
- Я обычно работаю волонтером в домах престарелых и стараюсь делать все, что в моих силах, чтобы помочь обществу.
- Я хотел бы изменить окружающий мир через мой личный проект записи ветеранских историй. Жалею, что не начал свой проект раньше, поздно начал записывать рассказы и истории, поскольку многим ветеранам исполнилось 95+.
- Я, честно говоря, не хотел бы ничего менять в себе, так как я доволен тем, кто я есть.
- Я хотел бы, чтобы больше людей узнавали истории жизни ветеранов и жертвы, принесенные ими, поскольку, когда уходят из жизни люди, их истории тоже уходят. Я также хотел бы изменить ситуацию с изменением климата. Мы очень мало делаем для борьбы с изменением климата, которое влияет не только на нас, но и на грядущие поколения.
- Самое важное для меня на этом этапе жизни – сделать все возможное в школе, чтобы настроить себя и свою жизнь на успех. Изменение климата, нехватка воды, ядерное оружие и загрязнение окружающей среды беспокоят меня.
- Смысл моей жизни в том, чтобы быть настолько успешным, насколько я могу,
- Я знаю, что многие люди хотели стать астронавтами в детстве, но сейчас у нашего поколения появилась высокая вероятность космических полетов и я надеюсь однажды отправиться в космос. Я также надеюсь бороться с изменением климата и стараться сделать космические путешествия дешевле, чем они есть, чтобы мы могли исследовать вселенную, в которой мы живем.
Продолжение
8.02.2022, Александр Гончаров |