Одним из ярких примеров российско-британского ветеранского движения служит проект "Последний свидетель”, предназначенный для замены разрушенных коррозией двух мачт крейсера "Белфаст" – участника Северных морских конвоев, единственного в Западной Европе корабля времен Второй мировой войны. В 2009 году этот проект предложил финансист Тим Льюин, сын адмирала Тэренса Льюина (Terence Lewin, 1920-1999), главнокомандующего ВМС и впоследствии начальника Генерального штаба Вооруженных сил Великобритании. По инициативе Т.Льюина, поддержанной Председателем Правительства России В.В. Путиным (2008-2012), в корабельном проекте приняли участие ряд российских компаний: "Объединенная промышленная корпорация", "Северсталь" и "Совкомфлот", которые изготовили из своих новые мачты. Техническое содействие оказала британская страховая компания Lloyd's Register. 19 октября 2010 г. прошла торжественная церемония открытия крейсера "Белфаст" после замены мачт.
В 2019 году исполняется 10 лет корабельному проекту "Последний свидетель" и 10 лет российско-британскому ветеранскому проекту "Последний солдат Второй мировой", в рамках которого ежегодно делегации участников Великой Отечественной войны из России приезжают в Великобританию для празднования Дня Победы. В свою очередь, британские ветераны регулярно бывают в России.
На заходе солнца 8 мая 2018 г. на крейсере прошла церемония торжественного спуска кормового флага "Белфаста". Руководители Ассоциации ветеранов крейсера "Белфаст" подарили его фронтовикам из России, прибывшим для празднования Дня Победы в Великобританию, в знак многолетней дружбы и признательности за помощь в сохранении исторического корабля. Как самый старший по возрасту ветеран, флаг торжественно принял 97-летний Николай Лукьянович Дупак. Это своего рода итог 10-летия российско-британского ветеранского движения.
30 мая 2018 г. участники Великой Отечественной войны соловецкие юнги Валентин Александрович Солдатов, участник обороны Заполярья и Северных морских конвоев; Александр Васильевич Лочагин, участник обороны Заполярья и освобождения Китая; сын полка Николай Константинович Имчук, участник освобождения Украины, Румынии, Венгрии и Австрии, а также организатор российского общественного проекта "Последний солдат Второй мировой" Александр Иванович Гончаров и Андрей Сергеевич Беклемишев передали Музею Победы (Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в московском парке Победы) кормовой флаг крейсера "Белфаст" (размер флага 6Х3 м).
Заместитель директора Музея Победы вице-адмирал Ф.С.Смуглин, принимая дар, отметил, что эта корабельная святыня будет выставлена в разделе основной экспозиции, посвященном союзникам и ленд-лизу. Он рассказал об устройстве "Белфаста" на примере аналогичного крейсера "Эдинбург", модель которого находится в Музее Победы.
О "Белфасте"
"Белфаст" (англ. HMS Belfast) – британский лёгкий крейсер был спущен на воду 17 марта 1938 г., введен в строй 3.08.1939 г. и на сегодняшний день это последний сохранившийся в Западной Европе корабль Второй мировой войны.
Всего таких кораблей (тип Town, подтип Belfast) было два – "Эдинбург" и "Белфаст", и оба они отлично показали себя во время войны. Несмотря на то, что крейсер относился к лёгким, то есть, имел ограничение по водоизмещению и калибру артиллерийских орудий, его вооружение было превосходным. Технические характеристики корабля:
• водоизмещение – 10 тысяч тонн;
• длина – 190 метров;
• скорость – 32 узла;
• экипаж – 850 человек;
• вооружение: 3 самолёта, 2 торпедных аппарата, орудия в башенных установках калибра 152 мм, спаренные орудия 102 мм, пушки 40 мм.
В начале Второй мировой войны 21.11.1939г. крейсер "Белфаст" подорвался на немецкой донной магнитной мине, и его восстанавливали три года. Эти годы для британского флота были самыми напряжёнными в течение всей войны. В это время в Баренцевом море затонул после торпедирования крейсер "Эдинбург", который перевозил советское золото – оплату за британскую военную помощь. Когда "Белфаст" вновь вернулся в строй, его использовали для прикрытия союзных морских конвоев, идущих с военными грузами по ленд-лизу в Мурманск и Архангельск. Затем он поддерживал войска союзников при высадке в Нормандии в качестве корабля управления. Крейсер время от времени проходил модернизацию, во время которой переустанавливали малокалиберную зенитную артиллерию. Впоследствии самолёты и торпедные аппараты с корабля сняли.
Крейсер участвовал в Корейской войне, а в начале 1960-х его отправили в резерв. В 1963 году корабль-легенду собирались списать на утилизацию, т.к. он прошёл почти полмиллиона морских миль. Но капитан "Белфаста" контр-адмирал Морган-Джайлз убедил правительство сохранить крейсер, ведь "Белфаст" – последний крейсер, который участвовал в сражениях Второй мировой войны, и, в частности в морском бою у Нордкапа, в результате которого был потоплен линейный корабль ВМС Германии "Шарнхорст" (Scharnhorst) 26 декабря 1943 г.
Кроме того, общественность Британии выступила с просьбой сохранить корабль для потомков в качестве музея, и тогда ему смогли найти достойное место стоянки. Уже сорок лет "Белфаст" работает плавучим музеем в самом центре Лондона, прямо напротив Тауэра, на реке Темзе, и даже во время ремонта музей на борту крейсера продолжал работать. В центре Лондона, где есть что посмотреть, его палубы никогда не остаются пустыми. Люди идут сюда, чтобы услышать правду о войне.
Ежегодно делегации участников Великой Отечественной войны из России приезжают в Великобританию для празднования Дня Победы. Обязательным пунктом программы является посещение легендарного крейсера.
Источник: http://victorymuseum.ru/?part=13&id_single=5068 |