00:35 Рождены, чтоб сказку сделать былью | |
Экипаж АНТ-37 «Родина»: второй пилот Полина Осипенко, командир корабля Валентина Гризодубова, штурман Марина Раскова (слева направо). Фото ТАСС, 1938 г. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, (из песни «Марш авиаторов») В сентябре 2023 года исполняется 85 лет беспосадочному перелёту Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой по маршруту Москва – Дальний Восток. Конец 1920-х и 1930-е годы стали временем рекордов для мировой авиации. Авиатехника далеко шагнула вперёд и с каждым годом становилась всё более совершенной. В 1927 году американский летчик Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh) совершил первый трансатлантический перелёт по маршруту Нью-Йорк – Париж (5800 км). В 1932 году американская авиатрисса Амелия Эркхарт (Amelia Mary Earhart) повторила его достижение. В 1930-е годы в СССР многие юноши и девушки мечтали стать авиаторами. Тысячи энтузиастов занимались в авиационных клубах и парашютных секциях. Советская авиапромышленность ускоренными темпами догоняла ведущие авиационные страны Европы и США. Эти успехи СССР подкреплялись рекордами в воздухе. 18-20 июня 1937 г. Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили беспосадочный перелёт (протяжённостью 9130 км). по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер (США), который вызвал значительный резонанс в мире. Для развития этого успеха на 1938 год был запланирован беспосадочный полёт женского экипажа по маршруту Москва – Комсомольск-на-Амуре. Экипаж отбирали из тех женщин, которые имели авиационные достижения. Все три отобранные в экипаж авиатриссы – Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова – уже имели в своём активе рекорды на самолётах разных типов. В мае 1937 года Полина Осипенко поставила на летающей лодке МП-1 три мировых рекорда высоты полета в классе гидросамолетов. В октябре 1937 года Валентина Гризодубова на учебном УТ-2 и тренировочном УТ-1 устанавливает четыре мировых рекорда скорости и высоты в классе легких сухопутных самолетов. А 24 октября, совершив вместе со штурманом М. Расковой на легком же Я-12 (АИР-12) перелет Москва - Актюбинск, – бьет и рекорд дальности полета по прямой. 24 мая 1938 г. экипаж летающей лодки МП-1 в составе первого пилота Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой бьет женский мировой рекорд дальности по замкнутому маршруту, а 2 июля, в перелете Севастополь – Архангельск, – по прямой и по ломаной линии. 24-25 сентября 1938 г. на самолёте АНТ-37 «Родина» экипаж в составе командира – Гризодубовой Валентины Степановны, второго пилота – капитана. Осипенко Полины Денисовны, штурмана – старшего лейтенанта Расковой Марины Михайловны совершил беспосадочный перелёт Москва – с. Керби (320 км севернее Комсомольска-на-Амуре) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). В ходе перелёта, который длился 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта. АНТ-37 «Родина» Практически сразу после вылета АНТ-37 из Москвы испортилась погода. После Урала была полностью потеряна радиосвязь с землёй, поэтому экипаж пролетел мимо Комсомольска-на-Амуре. Полёт проходил в сложных метеорологических условиях: порывы ветра, обледенение; пришлось снизить высоту полета, увеличив расход топлива. Ситуация усугубилась еще тем, что полётные карты вытянуло потоком воздуха наружу из-за разности в давлении, когда Марина Раскова открыла астролюк, пытаясь сориентироваться по звёздам. От Байкала пришлось лететь практически без ориентиров, без карт, связи, при неизвестной скорости ветра. Понимая, что их могут ждать неприятности при возможном пересечении границы с Китаем, где только 1,5 месяца назад закончился советско-японский вооруженный конфликт у озера Хасан, после Байкала В. Гризодубова взяла магнитный курс 90 градусов с упреждением на максимально сильный ветер и снос самолета на юг. Утром 25 сентября в разрывах облаков экипаж обнаружил, что самолет находится над Охотским морем. Тогда командир развернула самолет на 180 градусов, взяв курс на Хабаровск. Вскоре загорелась лампочка аварийного остатка топлива, которого осталось на полчаса полета. В. Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси и приказала М. Расковой прыгать с парашютом, потому что аварийная посадка смертельно опасна для сидящего в нижней части кабины штурмана из-за возможного столкновения с деревьями. Для аварийной посадки самолета В. Гризодубова выбрала озеро посреди тайги в верховьях таёжной реки Амгуни. Валентина Степановна посадила самолет очень аккуратно – только лопасти винтов немного погнулись от удара о воду. Когда в расчётное время 25 сентября самолёт не появился в районе Комсомольска-на-Амуре, тут же была организована поисково-спасательная операция. 3 октября лётчик ГВФ Михаил Сахаров обнаружил самолёт с воздуха. На десятый день пути к самолёту вышла Марина Раскова, как говорят летчики – «на честном слове и на одном крыле». Из еды у нее с собой были две плитки шоколада и горсть леденцов, плюс таежные ягоды. На поясе пистолет давал надежду выйти живой в схватке с хищными зверями. Кстати, в тайге Марине Михайловне повстречались рысь и даже медведь, но все обошлось благополучно. За выполнение перелёта и проявленные мужество и героизм В.С. Гризодубовой, П.Д. Осипенко и М.М. Расковой 2 ноября 1938 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Вот как складывалась дальнейшая судьба наших героинь после рекордного перелета на Дальний Восток. В 1938-1939 гг. майор П. Д. Осипенко – инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей. Полина Денисовна погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 г. во время учебно-тренировочного полета на новом самолёте УТИ-4. Накануне войны М.М. Раскова написала книгу «Записки штурмана». В годы войны майор М.М. Раскова – командир 587-го женского бомбардировочного авиаполка (впоследствии 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк). Марина Михайловна погибла в авиационной катастрофе 4 января 1943 г. В 1939 году Валентина Степановна Гризодубова была назначена начальником Управления международных воздушных линий ГВФ СССР. С марта 1942 по октябрь 1943 года, В.С. Гризодубова командовала мужским 101-й авиаполком дальнего действия. К маю 1943 года Валентина Гризодубова совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на самолёте Ли-2 (дооборудованном под применение 500-килограммовых авиационных бомб) на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержания связи с партизанскими отрядами. В 1943 году ей присвоено воинское звание полковника. Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин (1941-1945). После войны В.С. Гризодубова долгое время занимала должность заместителя начальника Московского НИИ-17 по лётной части. В 1963 году по личной инициативе В.С. Гризодубовой был создан Научно-исследовательский лётно-испытательный центр, который она и возглавила. В 1972 году В.С. Гризодубова вернулась в НИИ-17, где проработала вплоть до своей смерти в 1993 году. В.С. Гризодубова, используя свою известность в высших партийных кругах, неоднократно ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с известным лётчиком М. М. Громовым она вступилась за будущего создателя советской космической программы С.П. Королёва, благодаря этому ходатайству его перевели из лагеря на Колыме в Москву в ЦКБ-29. В годы Великой Отечественной войны покрыл себя неувядаемой славой личный состав трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (истребители Як-1), истребитель Як-1 587-го бомбардировочного / с 03.09.1943 – 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (пикирующие бомбардировщики Пе-2), бомбардировщик Пе-2 588-го ночного бомбардировочного / с 08.02.1943 – 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (многоцелевые бипланы По-2). биплан По-2 Знаменосец и штурман 46-го гв. ночного бомбардировочного авиационного полка Меклин-Кравцова Наталия Фёдоровна (1922-2005) Герой Советского Союза (23.02.1945). На счету командира звена гв. лейтенанта Н. Кравцовой 980 боевых вылетов. В 1953 г. окончила Военный институт иностранных языков, майор. С 1972 г. – член Союза писателей. Похоронена в Москве на Троекуровском кладбище. Переправа (Н. Кравцова) Не скоро кончится война, К тому времени, когда я познакомился в 2007 году с первыми участниками Великой Отечественной войны, из 600 человек личного состава трёх женских авиаполков военной поры мало кто остался в живых. Мне посчастливилось близко общаться только с Галиной Павловной Брок-Бельцовой, сейчас ей идет 99-й год. Как в капле воды отражается весь океан, так в характере Галины Павловны отражаются яркие образы героических женщин-авиатрисс времен Великой Отечественной войны. Я уверен, каждая из них, после соответствующей летной подготовки, смогла бы выполнить задачи сложнейшего перелета по маршруту Москва – Дальний Восток, которые с честью выполнил экипаж Валентины Степановны Гризодубовой в 1938 году. Участница Великой Отечественной войны Г.П. Брок-Бельцова, 1925 г.р., штурман Пе-2 125-го гв. пикировочно-бомбардировочного авиационного полка имени Марины Расковой 85 лет назад, пролетев по маршруту Москва – Дальний Восток, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Расковой. открыли дорогу в небо сотням женщин летных специальностей. Вечная память первопроходцам! Для современных девушек, мечтающих о полетах и самолетах, открыты двери высших учебных заведений ГВФ в Санкт-Петербурге и Ульяновске. С 2017 года Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков набирает девушек-курсантов. По состоянию на 2020 год в «Аэрофлоте» и др. российских авиакомпаниях трудятся около 70 пилотесс. 8 марта 2023 г.. А.И..Гончаров | |
Просмотров: 622 | |
Всего комментариев: 0 | |