Порожняков Владимир Федорович

(21.08.1927-19.06.2016)

«Юность... Она была тревожной, как порыв ветра,

      ударивший в откинутое крыло паруса».   

В.С. Пикуль, выпускник Соловецкой школы юнг

 

Мой отец, Порожняков Владимир Федорович, – коренной москвич, родился 21 августа 1927 г. в районе Красная Пресня. Его отец – инженер-экономист, умер очень рано, мать – бухгалтер. До войны успел окончить 7 классов. Учился хорошо, но с дисциплиной были проблемы. Все шалости и озорство в школе проходили с его участием.

В 1940 году в Москве были созданы ремесленные училища, и отец поступил в ремесленной училище металлистов. Но грянула война, и всех учащихся срочно перевели на заводы, так как многие рабочие ушли на фронт. Папа попал на авиазавод и сразу стал работать по 12 часов в дневную и ночную смены фрезеровщиком. После разгрома немцев под Москвой окрепла вера в победу над фашизмом. Папа, как и многие его ровесники, хотел попасть на фронт. Но из-за юного возраста путь туда ему был закрыт. Однако летом 1943 года он случайно узнал о наборе в Школу юнг ВМФ на Соловецких островах.

Соловецкая школа юнг Северного флота – самая молодая воинская часть периода Великой Отечественной войны (полевая почта 30835). И школа, и ее выпускники уникальны в своем роде. Дело в том, что школа просуществовала на Соловках всего три года, готовя кадры для передовой. В данном случае передовой было море, а кадрами – подростки, принявшие военную присягу, бившие врага вместе с отцами и старшими братьями без скидок на возраст. Так что без всяких допусков их – единственных из всех детей войны – можно считать профессионалами.

Отец принес все документы, прошел медкомиссию и с согласия матери, которая сказала напоследок: "Может хоть там тебя накормят досыта?", был направлен в Архангельск. А оттуда уже в составе роты корабельных электриков он был доставлен на учебу на Большой Соловецкий остров в Соловецкий кремль (Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь).

Учиться в Школе юнг было сложно, но очень интересно. Юнги чувствовали большую ответственность и старались оправдать возложенное на них доверие. Отец учился хорошо, был назначен заместителем руководителя 55-й смены. Он закончил Школу юнг (2-й выпуск) с отличием по специальности электрик надводных кораблей. Все отличники имели возможность выбора места прохождения дальнейшей службы. Он выбрал Балтийский флот, так как именно на Балтике в 1944 году происходили основные боевые действия. Так отец попал в Первый Балтийский флотский экипаж в Ленинграде. Вверх по Неве на станции Понтонная укомплектовывался дивизион тральщиков-«стотонников» (рейдовые тральщики проекта 253). Отец был назначен на тральщик "Т-478" в 17-й дивизион тральщиков охраны водного района Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота. В Кронштадте получили тралы, и вышли в Финский залив на контрольное траление в районе островов Лавенсаари, Большого и Малого Тютерса. Потом Нарвский залив и дальше по главному фарватеру. Это было очень опасно, так как почти не сохранилось карт минирования акватории и приходилось тралить вслепую. День Победы папа встретил в Кенигсберге (теперь г. Калининград).

Вскоре после окончания войны моему отцу исполнилось 18 лет, и его призвали на срочную службу. И, несмотря на то, что он не собирался связывать свою жизнь с Флотом, он продолжил службу на тральщике, а с 1947 года – на катере морской охотник проекта ОД-200.

Отец демобилизовался с военной службы в марте 1950 года. Ему шел уже 24 год и надо было наверстывать пропущенное время. Отец поступил в Московский энергетический техникум на специальность "Автоматика и телемеханика" и параллельно устроился на работу в военное представительство Главного артиллерийского управления Министерства обороны на должность техника, где на основе трофейной технической документации немецких ракет ФАУ-2 создавались образцы наших ракет. После окончания разработки, испытаний и освоения в производстве аппаратуры отсека управления ракетой, папу перевели на должность инженера. В 1955 году он успешно окончил техникум, получил должность старшего инженера и был переведен в военное представительство на Московский радиотехнический завод. В 1956 году поступил в Московский энергетический институт на радиотехнический факультет. В 1962 году, защитив на «отлично» секретный проект, он получил специальность инженера-радиотехника. Во время работы папе удалось поучаствовать в полигонных испытаниях аппаратуры радиолокационных комплексов Б-200 для зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-75, С-125, С-200. Особую гордость он испытал, когда разработанный с его непосредственным участием ЗРК С-75 сбил американский самолет-разведчик. Высотный самолет-разведчик «Локхид» U-2, выполнявший полет по заданию ЦРУ, был сбит 1 мая 1960 г. нашей ракетой в районе деревни Поварня под Свердловском.

Вскоре после серии успешных испытаний отца назначили сначала начальником лаборатории, а чуть позже начальником большого отраслевого отдела Московского радиотехнического завода.

К сожалению, в 1992 году умерла его жена, моя мама. Папа тяжело переживал утрату. Серьезно заболел, получил инвалидность и в возрасте 65 лет ушел на пенсию. Но трудолюбие и неуемная энергия не позволили ему сидеть сложа руки. Он принимал активное участие в воспитательной работе с молодежью, читал лекции, руководил созданием экспозиции, посвященной юнгам в музее Победы на Поклонной горе. А еще папа очень любил своих внуков Александра и Владимира, проводил с ними много времени и очень гордился их успехами. Ему даже посчастливилось стать прадедом.

Соловецкие юнги Н.В. Кравчук и В.Ф. Порожняков с внуком (слева направо)

ветераны В.Ф. Порожняков, Л.И. Рогаль, Б.В. Тарасов, З.К. Иванова, А.В. Лочагин в Центральном музее Великой Отечественной войны, 4 декабря 2010 г.

ветераны Л.И. Рогаль, Н.К. Имчук, З.К. Иванова, В.А.Солдатов, А.В. Лочагин, В.Ф. Порожняков с британскими участниками Полярных конвоев в Центральном музее Великой Отечественной войны, 30 ноября 2013 г.

Отец прожил длинную, сложную, но очень насыщенную и интересную жизнь. Его не стало 19 июня 2016 г. Папа не дожил до своего 89-летия всего два месяца. Вся наша большая и дружная семья помнит о нем. Нам его очень не хватает.

Старшина второй статьи В.Ф. Порожняков награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,  «Адмирал Кузнецов», медалью  Нахимова,  медалью Ушакова и юбилейными медалями.

Справочно:

Рейдовый тральщик (РТЩ) проекта 253 - начал разрабатываться в июле 1941 года на Большой земле. В Ленинград документация на "морской катер-тральщик", так он официально назывался, была доставлена уже после начала блокады города. По проекту тральщик имел водоизмещение 91,2 тонны при главных размерах 31,78 X 5,08 X 1,29 м.

 

Тактико-технические данные РТЩ проект 253

Водоизмещение:  

стандартное 91,2 тонны  

Длина наибольшая: 

31,78 метра  

Ширина наибольшая: 

5,08 метра  

Осадка: 

1,29 метра  

Силовая установка: 

3 дизеля "Супериор" по 230 л.с., 3 винта ФШ, 2 руля  

Электроэнергетическая система: 

1 ДГ 15 кВт, постоянного тока 110 В  

Скорость хода: 

полный 12,5 узлов, экономический 10 узлов, траления 4-9 узлов  

Дальность плавания: 

нет данных  

Автономность: 

2 суток  

Мореходность: 

нет данных  

Вооружение: 

  

артиллерийское: 

3х1 12,7-мм пулемёта ДШК  

противоминное: 

1 облегчённый трал Шульца ОТШ-1,
1 катерный параванный трал КПТ,
1 катерный электромагнитный трал КЭМТ-2, 

противолодочное: 

2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб БМ-1  

минное: 

10 мин Р-1  

радиотехническое: 

1 радиостанция  

навигационное: 

1 магнитный компас  

Экипаж: 

17 человек (2 офицера)  

 

Малые охотники типа ОД-200 (с деревянным корпусом) спроектированы филиалом ЦКБ-32 при Сосновском заводе № 640 (Кировская обл.), под руководством главного конструктора Л.Л. Ермаша в 1942 году и использовались для борьбы с подводными лодками противника, а также для охраны водного района (ОВР). Всего в 1943-1947 гг. построено 140 катеров.

Тактико-технические данные катеров типа ОД-200

Водоизмещение:  

нормальное 44,2 тонны, полное 47,2 тонны.  

Длина наибольшая: 

22,5 метра  

Ширина наибольшая: 

3,9 метра  

Высота борта на миделе: 

2,4 метра  

Осадка по корпусу: 

1,12 метра  

Силовая установка: 

2 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
2 мотора "Оско-Форд" по 85 л.с.,2 винта ФШ  

Скорость хода: 

полная 26 узлов, экономическая 6 узлов  

Дальность плавания: 

1500 миль при 6 узлах  

Мореходность: 

до 4 баллов  

Автономность: 

5 суток  

Вооружение: 

 

артиллерийское: 

1х1 37-мм автомат 70-К,
2х2 12,7-мм пулемёта 2-УК  

противолодочное: 

2 бомбосбрасывателя, 24 бомбы МБ-1  

минное: 

4 мины КБ-3  

гидроакустическое: 

1 ГАС "Тамир-9"  

радиотехническое: 

радиопередатчик "Скумбрия", радиоприёмник УС-3С  

навигационное: 

1 магнитный компас,
лаг авторулевой "Янтарь-2"  

химическое: 

6 дымовых шашек МДШ  

Экипаж: 

16 человек (2 офицера, 2 мичмана)  

воспоминания дочери В.Ф. Порожнякова 

close